История жвачки Love Is

Как же давно это было. Так давно, что за прошедшее время трава успела потерять свою зелизну, а вода перестала быть мокрой. 16 лет назад, в потертых джинсовых шортах, выцветшей футболке с Баксом Бани и красной кепке Чикаго Булз я подошел к двум палаткам, стоявшим тогда на месте современного Кодака, между Черневом и улицей Кирова.

— Дайте жвачки на все, — пропищал я, протягивая в окошко измятую в кармане пачку старых, не деноминированных еще, сторублевых бумажек.
— На все? Хм. Сорок штук, — ответила продавщица с толикой презрения и укоризны в голосе. Ответ прозвучал для меня так, словно мне дали пощечину за такой исполинский размах покупки. «Сдурел, куда тебе столько? Заняться нечем?» — Пожалуй, таким он должен был быть на самом деле.

Я кивнул головой. Продавщица сунула деньги в какую-то коробку и принялась с тем же презрением отсчитывать сорок жвачек, выкладывая их на подоконник.

— Забирай, — сказала она, и я сгреб рукой огромную кучу Love Is прямо себе в футболку.

Жвачка

«Я Родину за жвачку не продаю», — звучит знаменитая фраза из Ералаша.

Даром что в 1990 году на российский рынок сладостей ворвалась турецкая фирма Intergum, нанеся своей мягкой, надувной жевательной резинкой удар ниже пояса по рубероидному заводу Рот-Фронта. Необычайно вкусная по тем временам продукция Интергама, обернутая в знаменитый вкладыш с любовными афоризмами про мальчика и девочку, захватила добрую часть рынка жвачки в России, а также умы всех мальчишек и девчонок во дворе.

Банан и клубника, ананас и апельсин, вишня и лимон. Яблоко, шоколад, перечная мята с ментолом и кола. Какой вкус вы больше всего любили? Или предпочитали Турбо?

Автором знаменитых рисунков на вкладышах является новозеландка Ким Грув Касали, впервые придумавшая свой комикс в 1970 году. Это был год премьеры фильма «Любовная история», чьим слоганом являлся текст «Любовь означает: никогда не иметь повода сказать, что ты сожалеешь» («Love means never having to say you're sorry»). Впервые комикс, тогда еще черно-белый, появился на страницах газеты «Лос-Анджелес Таймс» и снискал первую популярность, еженедельно публикуясь в свежем номере газеты.

В 1975 году Ким встретил британский дизайнер Билл Эспри, которого затем, в 1978 году, попросила создать специальную, цветную версию комиксов английская газета «Мейл он Сандей». Билл согласился, и спустя время именно эти картинки подхватил турецкий производитель жвачки Интергам, без всякого на то разрешения взявшийся заворачивать в них свою продукцию и выпускать под маркой Love Is.

Таким вот образом до нас и добрались эти милые картинки про любовь. Ким Касали умерла в 1997 году, а Билл Эспри продолжает, вот уже 34 года, рисовать все новые истории про девочку с мальчиком. По слухам, он сам не так давно узнал, что в его рисунки заворачивалась жвачка. Бесконечную историю же можно читать на сайте Gocomics, новые серии появляются там каждый божий день.

Маркетинг существует

Однако природа пустоты не терпит, а в мире рекламы и конкуренции — подавно.

Со временем, доля, занимаемая Интергамом в России, стала стремительно сокращаться под натиском Spearmint, Doublemint и JuicyFruit от Wrigley, а также Dirol и Stimorol от Dandy, которые к 2000 году поделили рынок примерно пополам со своими 49% и 45% соответственно.

В том же 2000-м жвачкой заинтересовался один из лидеров рынка кондитерских изделий Cadbury Schweppes, вбухавший 5 миллиардов долларов в покупку Dandy и других производителей. Казалось бы, что еще для счастья надо? Но малину подпортила грамотная рекламная кампания Вригли, вышедшая в 2001 году. «Самая вкусная защита от кариеса» позволила захватить 70% рынка к 2006 году. Интергаму с его жалкой ТВ-рекламой тягаться с Вригли стало не под силу.

Как раз-таки тогда, в 2006 году, Cadbury Schweppes объявила о покупке производителя Лав Ис, Интергам. И именно тогда знаменитая жвачка стала тихо, без лишнего шума пропадать с прилавков окончательно. Сайт Интергама перестал обновляться, почтовый сервер умер, а звонки в Турцию обречены: номера больше не существует. Однако жвачка не пропала. Производство еще работает, и слабенький экспорт в страны СНГ, видимо, до сих пор идет.

К сожалению, в России искать заветную жвачку бесполезно. Периодически на форумах всплывают сомнительные выкрики, будто её видели в ближайшем киоске или переходе. На деле же свои настойчивые поиски нужно проводить совсем в других местах.

Обновление: Спустя два года после написания статьи знаменитая жвачка вновь появилась на прилавках. Её можно встретить в свободной продаже на выходе из метро, у торговых центров или просто в магазинах. История продолжается.

Андрей Маркелов